Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт дошкольного образования – это характеристика минимума условий, при которых те или иные достижения становятся возможными.
Стандарт:
- Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста);
- Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка);
- Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования.
В стандарте:
- Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
- Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
- Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
- Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт не является основанием для:
- Оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
- Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
При разработке стандарта учтены:
- Особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- Возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Предметом регулирования стандарта являются отношения, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Стандарт утверждает основные принципы:
- Поддержки разнообразия детства;
- Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающем миром;
- Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели:
- Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
- Сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- Формирования социокультурной среды
В стандарте:
- Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям;
- Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования;
- Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации);
- Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Очень четко прописаны требования к развивающей предметно – пространственной среде. Предлагается развивающая предметно – пространственная среда, которая должна обеспечивать:
- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
- В случае организации инклюзивного образования необходимы для него условия;
- Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
ФГОС ДО: таблица с изменениями «было – стало»
Предлагаем таблицу, в которой мы сравнили новую и старую редакцию ФГОС ДО. Минпросвещения скорректировало формулировки Стандарта, чтобы не было разночтений с федеральной образовательной программой. Приказ с изменениями вступит в силу 17 февраля. С помощью таблицы вы увидите, что изменилось, и вам не придется перечитывать и сравнивать нормативные документы.
Пункт ФГОС |
Как стало |
Как было |
Подп. 3 п. 6 |
Стандарт направлен на решение следующих задач: |
Стандарт направлен на решение следующих задач: |
П. 1.7 |
Стандарт является основой для: |
Стандарт является основой для: |
Абз. 1 п. 2.5 |
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой |
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ |
П. 2.6 |
Суть правок: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие |
Содержание образовательных областей было изложено более сжато |
П. 2.7 |
Суть правок: детально описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста |
Виды деятельности детей имели более общее описание и рассматривались как сквозные механизмы развития – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность |
П. 2.10 |
Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы |
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% |
Абз. 3 п. 2.11.2 |
Содержательный раздел Программы должен включать: |
Содержательный раздел Программы должен включать: |
Абз. 1 п. 2.12 |
Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы |
В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ |
Абз. 4 п. 2.13 |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: |
Глава III |
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования |
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2 |
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы |
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2.9 |
Суть правок: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 |
Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13 |
П. 3.5 |
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы |
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.6 |
Требования к финансовым условиям реализации Программы |
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
Глава IV |
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 4.6 |
Суть правок: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования |
Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте |